В СВОЕЙ ШКУРЕ
Незаметно для многих прошел 2023 Sundance Film Festival – площадка, на которой загораются новые звезды жанра хоррор. На этот раз никто особо не выстрелил: говорят, программа Midnight была чуть ли не худшей за последние пять-шесть лет! Но все же любопытные работы были, причем одну из них – «Бескрайний бассейн» (Infinity Pool, 2023) Брэндона Кроненберга – уже можно найти в сети.
Сын уверенно идет по стопам своего великого отца – Дэвида Кроненберга. Его также интересуют манипуляции с сознанием, активное членовредительство, замешанное на удовольствии. Причем идеи для своих фильмов он находит весьма занятные. В прошлом своем фильме «В чужой шкуре» (Possessor, 2020) киллеры с помощью мозговых имплантов переселялись в тела других людей для совершения убийства. Было мрачно, технологично и несколько затянуто. В этот раз режиссер отправляет зрителя на солнечный курорт вымышленной страны Ла-Толка. Главный герой - писатель в кризисе Джеймс (Александер Скарсгорд), который приезжает на курорт вместе со своей женой Эм (Клеопатра Колман). Новых идей так и не прибавляется, вдохновение не посещает. И тут на помощь приходит муза в лице настойчивой фанатки Габи (Миа Гот - звезда хорроров Тая Уэста). Фантастическим допущением, запускающим маховик смертей, становится закон для туристов: если гости Ла-Толки убьют кого-то из местных, их клонируют и заставят смотреть на мучительную смерть собственных двойников.
Тема двойников активно разрабатывается в последние годы. Сразу вспоминаются «Клон» (Dual, 2021), сериал «Загрузка» (Upload), финский «Скрежет» (Pahanhautoja, 2021) и философская «Ты не будешь в одиночестве» (You Won't Be Alone, 2022). Вместе с тем Брэндон идет своей дорожкой: внутреннее напряжение картины опирается на метафизический тезис об истинном «Я» - кого убивают в ходе показательной казни, клона или самого человека? И тут уже разворачивается конфликт концепции монизма в духе «Аватара»: все сущности в мире имеют связь и убивая другого, ты убиваешь и частичку себя.
Фантастический закон неожиданным образом заставляет по-новому взглянуть на концепцию «все включено». Туристы-гедонисты пускаются во все тяжкие, а писатель Джеймс вдруг осознает себя игрушкой в чужих руках. И уже не ясно, кто ты – повествование идет от лица клона или человека? Да и есть ли между этим разница?! Оттого зритель постепенно погружается в липкую атмосферу фантазма, в котором общество состоятельных циников не уступает людоедским повадкам Райфа Файнса из недавнего триллера «Меню» (The Menu, 2022). А в финале режиссер умело играет на контрасте, показывая будничность дня отъезда с курорта. Сможет ли герой жить обычной жизнью, после того как он открыл ящик Пандоры?
Не знаю, что уж так набросились наши критики на эту работу Брэндона. Мне она кажется намного более удачной, нежели «В чужой шкуре» (я, правда, не видел дебютный «Антивирус»). Ужас Infinity Pool именно в подсознательном страхе бесконечности – бесконечности желаний, бесконечности аномалий психики, бесконечности жестокости. Причем эта тема искусно подана через физическое копирование субъекта, что делает его бесконечным и безнаказанным. Даруя человеку бессмертие мы парадоксальным образом убиваем в нем человечность. И тут уже эстеты-вампиры Джима Джармуша из «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive, 2013) кажутся странными исключениями, а весь мир наполняют бездушные оболочки, так похожие на людей.
https://youtu.be/RAf1k0W2XrY