КРЕПКИЕ ОРЕШКИ ЭСТЕР
Испанский хоррор «Венера» (Venus, 2022) - тот случай, когда все ингредиенты атомные, а сам проект, к сожалению, не выстреливает.
Во-первых, Алекс де ла Иглесиа – самый отвязный испанский кинорежиссёр и продюсер – отметившийся яркими триллерами «Ведьмы из Сугаррамурди» (Las brujas de Zugarramurdi, 2013) и «Дикая история» (El bar, 2016). Здесь он выступает в качестве продюсера, тем более что «Венера» входит в проект «Коллекция страха», первой частью которого была «Венецияфрения» (Veneciafrenia, 2021), которую снял сам Алекс де ла Иглесиа.
Во-вторых, режиссером «Венеры» является Жауме Балагуэро. Когда-то он снял отличный триллер «Крепкий сон» (Mientras duermes, 2011), а для многих известен, скорее, благодаря зомби-хитам «Репортаж» (Rec, 2007) и «Репортаж: Апокалипсис» (REC 4: Apocalipsis, 2014).
В-третьих, это… Говард Филлипс Лавкрафт! Ведь «Венера» вдохновлена его рассказом «Сны в ведьмином доме» (The Dreams in the Witch House, 1932). Есть здесь и проклятый дом, и пугающие сны, и мистические обряды, и на постере на груди у прекрасной Эстер Экспозито сияет сердце – надо полагать то самое, которое в рассказе из груди студента факультета математики Джилмена выгрыз его Бурый двойник.
Однако на сюжетной завязке и обрывочной атрибутике вдохновение от Лавкрафта и заканчивается. И начинается… «Крепкий орешек»! Героиня Эстер бегает в обтягивающей майке (почти что алкоголичке!), она заперта в многоэтажке, ее постоянно пытаются убить, а в конце она спасает не только себя, но и весь мир. Это если бы Маклейну противостояли не только террористы, но и сатанисты с 666-го этажа небоскреба «Накатоми». Звучит неплохо, и уже можно простить, что математические ужасы Лавкрафта позабыты, ведь нас ждет экшн… Но и его здесь катастрофически мало: нет ключевых для «орешника» изобретательности и юмора. А юмор должен был бы здесь быть, учитывая, что героиня Эстер в качестве допинга ест горстями кислоту из ночного клуба.
Отдельный немой вопрос – концовка. По закону жанра конфликт должен доходить до апогея, ставки должны расти. Но то, как разрешается конфронтация с бандитами, приводит лишь к разочарованию. Должно было быть лихо и страшно, а в итоге остается лишь любоваться Эстер Экспозито в майке-алкоголичке.
Можно предположить, что блеклый финал – следствие проблем с финансированием. Вместе с тем при просмотре другого фильма из проекта «Коллекция страха» - «Венецияфрении» - закрадываются смутные сомнения. Весь фильм красочный, динамичный, атмосферный, но в концовке режиссер тоже словно бы придерживает коней. Поэтому причины странного финала «Венеры» могут быть совершенно иными, концептуальными.
К слову, поклонникам творчества Лавкрафта рано печалиться: они могут посмотреть 6 серию мини–сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (Guillermo del Toro's Cabinet of Curiosities, 2022), которая отсылает к тому же рассказу «Сны в ведьмином доме». Надеюсь, там ближе к первоисточнику…
https://youtu.be/qpd-eHlxoM4