РОМЕО ХОЧЕТ ВЕСЕЛИТЬСЯ
Пандемия короновируса, как мне видится, дала свои плоды в жанре зомби-хоррора. Киношники по-новому взглянули на вирусы и в этой связи постарались переосмыслить понятие «зомби». Если раньше укус зомби и обращение в гниющий кусок мычащего мяса скорее воспринимался как метафора, то теперь пугающая эффективность новых вирусов привела к мысли: «А что если…?!»
И вот уже в южноамериканском «Вирусе-32» (Virus-32, 2022) зомби – это не плотоядные упырки, перепутавшие фаст-фуд с каннибализмом, а существа с повышенным уровнем агрессии. В тайваньской «Грусти» (Ku bei, 2021) вялотекущий вирус вдруг мутирует и начинает превращать людей не только в агрессивных существ, но и повышает их уровень похоти. В результате улицы тайваньских городов заполоняют обезумевшие сексуальные маньяки, мечтающие повеселиться. Сильно напоминает визит шкодистых бесов как пролог к явлению какого-то могущественного зла.
По сюжету, Джим и Кат – молодая влюбленная пара. Вспышка смертоносного вируса застает Джима в уличной кафешке, а Кат – в вагоне метро. В обоих случаях бутафорам пришлось заготовить кучу отрезанных конечностей и склизских внутренностей, а также гекалитры крови. Темно-красная жидкость буквально бьет фонтаном. И этот гротеск вполне приемлим в бесовском переполохе, который ехидным смехом и едкими шуточками местами напоминает проделки гремлинов. Вот только все шуточки у тайваньских зомби замешаны на членовредительстве и сексе.
Но было бы неправильно свести всю рецензию к описанию кровавого трэша. Из череды зомби-хорроров «Грусть» сильно выделяется центральной линией двух влюбленных. И в целом, как бы странно это ни звучало, это фильм про любовь, своей конструкцией напоминающий миф об Орфее и Эвридике.
Помнится, еще Матессон в своем романе «Я - легенда» (I Am Legend, 1954) предлагал подумать о мире после зомби-апокалипсиса, об обществе, которое будут строить миллионы новообращенных. В «Грусти» авторы предполагают у нового вида людей сохранение некоторых эмоциональных установок, правда, в сильно измененном, деградированном состоянии. Вот и любовь вполне может существовать, правда, замешанная на крови. Пожалуй, финальный монолог Джима с обращением к своей возлюбленной ставит его в один ряд с Тристаном, Ланселотом и Ромео. Правда, теперь Ромео отказывается умирать, он требует продолжения банкета.
Поскольку, это фильм о любви неудивительно встретить здесь цитаты именно из французского кино. Пустая глазница определенно навеяна короткометражкой молодого Франсуа Озона, а умение Кат обращаться с огнетушителем напомнило одну из самых кровавых сцен из «Необратимости» Гаспара Ноэ.
После просмотра мне вспомнилась одна немецкая короткометражка. По-моему, она так и называлась «Любовь». В ней одними и теми же словами это прекрасное чувство описывали девушка, неандерталеподобный мутант, ее убивший, и бойфренд девушки, угодивший в плен к любвеобильному маньяку. Одним словом, любовь – сильное чувство, которое явно переживет не один зомби-апокалипсис.
https://youtu.be/MsIUUdSEYRk