ПРО ВОЛКОВ И ОВЕЦ Есть фильмы, хорошие, заставляющие задуматься, но которые вряд ли посоветуешь к просмотру своим друзьям. Вот и триллер Кристиана Тафдрупа «Никому не говори» (Gæsterne, 2022) из таких. В центре сюжета молодая семейная пара из Дании - Бьёрн и Луиза. Вместе с дочкой Агнес они проводят отпуск в солнечной Италии, где знакомятся с голландцами Патриком и Карин. Приятное общение, беззаботный отдых, яркие воспоминания… Неудивительно, что, получив позже приглашение приехать в гости в Голландию, Бьёрн и Луиза соглашаются на поездку и ждут от нее новых позитивных впечатлений. Европейские режиссеры не в первый раз высмеивают толерантность, заставляющую улыбаться в любых ситуациях, стараться сглаживать любые шероховатости в общении с посторонними, стараться называть конфликты «недоразумением» и в целом подставлять другую щеку при ударе по лицу. Бьёрн в своем коротком пивном монологе признается, что работает с ненавистными коллегами, ужинает со скучными, нудными «друзьями семьи», но должен сохранять маску благополучия, транслировать окружающим счастливую улыбку. Неудивительно, что встреча с Патриком и Карин, которые явно живут в свое удовольствие, стала настоящей отдушиной для датчан. Правда, семейка новых знакомых оказалась со своими секретами. Фильм сравнивают с «Забавными играми» (Funny Games, 1997) Михаэля Ханеке, которые я не первый год обхожу стороной. А вот на картину Тафдрупа решился, поскольку здесь нет того австрийского карнавала насилия. В датском фильме большую часть времени фильма занимают любопытные эмоциональные качели: Бьёрн и Луиза то и дело сталкиваются с неприятными моментами в общении с новыми знакомыми, но для того, чтобы отстоять свою точку зрения, у них нет эмоционального опыта. Лучше аппелировать к «недоразумению», чтобы вернуть состояние равновесия. Причем, стоит позавидовать умению Кристиана Тафдрупа манипулировать эмоциями самих зрителей: Патрик и Карин, действительно, веревки вьют из всех, кто пытается их демонизировать. Проходит пара минут после курьеза и вот – это уже самые обаятельные ребята, и пиво с ними хочется выпить, и за жизнь перетереть. Тут, конечно, заслуга актерского ансамбля – все на своих местах и играют отменно! В этом плане очень показательный момент с зайчиком-игрушкой. Агнес постоянно его где-то забывает, а отец ищет и возвращает владелице. И в сцене ночного отъезда любопытно оценивать действия героев и свое собственное эмоциональное состояние, когда дочь просит вернуться за игрушкой. Голос разума неожиданно уступает подсознательному чувству вины, и вот ты уже готов рискнуть ради куска синтепона. «Никому не говори» - тот редкий триллер, когда жертвы бессильны убежать, а преследователи особо и не стараются догнать. Жесткая, кровавая развязка поджидает зрителя лишь в последние 15 минут, причем большую часть экранного времени ты подсознательно веришь и надеешься, что все еще обойдется. Развязка стремительная и явно противопоказана к просмотру людям с детьми: чувство боли и беспомощности еще долго будет трепать вас после просмотра. В свою очередь драматический финал неожиданно переводит фильм в регистр какой-то вневременной драмы, практически притчу. И неважно, есть ли здесь намек на проблему с ближневосточными эмигрантами в Европе или что-то еще из свежей повестки. Ханеке нам еще в прошлом веке рассказал о беде обывателей-европейцев, и тема эта никуда не делась. Их главные враги – они сами! И у Тафдрупа более точно скорректирован ответ условных «мучителей» на вопрос от их жертв «Почему вы это делаете с нами?» Если у Ханеке они отвечали: «Потому что можем», то у Тафдрупа веско отмечают: «Потому что вы нам позволили!» https://youtu.be/_RiUCsfRbDI