УЖАСЫ В СТИЛЕ IKEA
Забавно, что прошлый год принес сразу несколько хорроров из Финляндии, которые отрабатывают тему двойников или доппельгангеров. Не знаю, с чем это связано, но получились весьма любопытные работы.
Начну с фильма «Близнец» (The Twin, 2022). Ее режиссер Танели Мустонен, которого можно вспомнить разве что по слэшеру из финской маньячистой истории «Озеро Бодом» (Bodom, 2016). В центре сюжета "Близнеца" молодая семья, переживающая утрату. Восстановить душевное равновесие призван переезд из США в Финляндию, но что-то сразу идет не так. Режиссер подбрасывает нам ссылки на «Ребенка Розмари» и «Солнцестояние», чтобы завести за угол. А позже планирует поразить эффектным перевертышем.
Да, «Близнец» снят красиво, атмосферно, но вторичность его губит. Пытаясь поймать зрителя на насмотренности, режиссер забывает, что важно вносить в картину и что-то свое, чем-то удивлять, гипнотизировать. К сожалению, далеко не все дотянут до того самого эффектного перевертыша, который, к слову, и сам напоминает целый ряд уже виденных фильмов.
Куда более резвым получился фильм дебютантки Ханны Бергхольм «Скрежет» (Pahanhautoja, 2021). Семейная идиллия в цветочно-пастельных декорациях и мебелью из каталога IKEA. Так красиво и пугающе-холодно могут снимать только скандинавы. По сюжету, мама-видеоблогер держит свою семью в ежовых рукавицах – уж она-то знает, какой должна быть образцово-показательная ячейка общества. Например, старший ребенок – 12-летняя Тинья (отлично сыгравшая Сиири Солалинна) – обязан реализовать амбиции матери, несостоявшейся фигуристки, и стать гимнасткой. Готова ли к этому сама Тинья? Вопрос, который неприлично задавать.
Понятно дело, у всякой глянцевой обложки есть оборотная сторона. Здесь тема сдерживаемых эмоций, чувств, обид и мрачных фантазий изящно и фэнтезийно обыграна через чудо-яйцо, найденное Тиньей в лесу. В итоге имеем даже не фильм ужасов, а драму об «отцах и детях» с занятной вариацией на сюжет о портрете Дориана Грея. Здесь вместо портрета - пугающий аниматроник, напомнивший многим про "Инопланетянина" Спилберга.
Все было бы в этом фильме хорошо, если бы не предсказуемость сюжета. В какой-то момент кажется, что автор вот-вот пойдет дальше, и сделает зеркальный перевертыш в духе «Мы» Джордана Пила, но что-то удерживает Ханну Бергхольм от смелых решений. Может то, что она хотела именно рассказать драму о том, куда особо впечатлительных детей приводят родительские мечты, а не желание нагнать ужаса. В любом случае финал с «перерождением» Тиньи выглядит как очень яркая и впечатляющая метафора культивирования в своих детях самых ужасных, уродливых черт, востребованных миром взрослых.
София Хейккиля, сыгравшая мамуша-видеоблогершу, возникает в эпизодической роли в третьем фильме из моего сегодняшнего списка - «Клон» (Dual, 2022). Тут из названия понятен замес истории – есть главная героиня Сара и есть ее клон «Двойник Сары». Очень напоминает 1 серию из 2 сезона «Черного зеркала» (Black Mirror) – «Я скоро вернусь» и сериал «Загрузка» (Upload). В первом случае жена создавала клона мужа, погибшего в автокатастрофе. Во втором – примерно такая же конструкция. В «Клоне» главная героиня узнает, что смертельно больна, и создает свой клон, чтобы не расстраивать близких. Правда вот болезнь неожиданно отступает, а клон не хочет утилизироваться, клон хочет заменить собой Сару. Законодательно (в мире фильма) такие ситуацию решаются смертельной дуэлью. Личность достается победителю.
Несмотря на откровенно не новую идею, режиссеру Райли Стернсу удалось создать интересную, свежую, любопытную картину. Тот случай, когда богатое наследие пошло на пользу. Причем автор выдает нам целый букет социальных и этических вопросов, связанных с клонированием человека, не утопая под их грузом, не уходя от центральной истории. Так что, фанатам «Черного зеркала» будет интересно следить за судьбой Сары, которая очень хочет жить.
https://youtu.be/pFGQAvYiI94