ОТ БОДИ ДО ПОРНО
🔥Продолжаем наш хоррор-сериал отзывов по премьерам 2022 года. Сегодня речь пойдет про абьюз-жуть «Воскрешение», ретрокинговщину с Итаном Хоуком «Черный телефон» и новую классику от Тая Уэста «Х». Поехали!
🎬«Воскрешение» (США, Канада, 2022)
Актриса Ребекка Холл может заставить зрителя поверить в самые невероятные вещи, которые с ней произошли. В ужастике «Дом на другой стороне» (The Night House, 2020) она прислушивалась к голосу мужа, который доносился из загробного мира, и, по сути, вытащила весь фильм. В этом году режиссер Эндрю Симанс не сбавляет градус: актрисе нужно сыграть героиню, которая слышит голос… внутри своего абьюзера!
Сюжет таков: есть биолог по имени Маргарет (Ребекка Холл), которая работает на хорошей работе, воспитывает дочь-подростка, в свободное время крутит шашни с коллегой. Это ее реальность. Правда, у героини есть травматичный опыт совместной жизни, в которой любовник изводил ее испытаниями. И лишь личная трагедия спровоцировала женщину на побег. С тех пор прошло 22 года. И вот бывший абьюзер забрезжил на горизонте. А может и нет! Ведь есть такой триггер, как совершеннолетие дочери и ее запланированный отъезд. Так что, можно довериться Маргарет и смотреть на реальность ее глазами, а можно… Повествование словно змея стискивает оковы, дышать все труднее, абсурд и тягостное бессилие сжимает намертво. Причем у партнера Ребекки Холл действительно и повадки вялого удава, уверенного в своей силе и власти, и змеино-стеклянный взгляд – жуткая и отличная роль Тима Рота.
В фильме есть момент, когда главная героиня делится своей историей с практиканткой, и та ошарашенно уточняет: «Это такая проверка? Ведь если такое случится на самом деле…» Вот и у меня сложилось ощущение, что этот психологический зашквар создан в лабораторных условиях, дабы максимально шокировать зрителя. Хотя идея с элементами боди-хоррора наводит на занятные мысли об экстремальной телесности всего сущего – от курьезной механики секса до матрешечного символизма беременности. Но возможно это просто рефлекс на сам жанр боди-хоррора.
И в копилку этого разговора о телесности финальная сцена с ножами, которые примотаны, кажется, к каждой конечности, словно вынимаемые из плоти кости.
Финал также не дает зрителю продохнуть - это поражение, это эскейп, это победа иллюзии. И ярче невозможно было бы закончить историю о жизни, рухнувшей по одному щелчку.
✅Оценка: 5
🎬«Черный телефон» (США, 2021)
Пригород Денвера, 1978 год. На улицах рекламные объявления чередуются со сканами фоток пропавших мальчиков. Школьные страшилки про маньяка Граббера на фургоне с надписью «Абракадабра» расползаются по классическому кинговскому пригороду. Главный герой - 13-летний Финн – живет с отцом-алкоголиком и младшей сестрой, которая порой видит вещие сны.
С первых кадров погружаешься в знакомую вселенную книг Стивена Кинга. И это не «по мотивам», это экранизация рассказа сына писателя – Джо Хилла. Авторская преемственность налицо – похититель детей, инфернальное зло, которое где-то рядом, сверхъестественные способности и, безусловно, велосипеды и воздушные шарики. Правда, тут шарики черные.
При всех этих атрибутах окрестить фильм вторичным мышка не поднимается. Наоборот, ты словно возвращаешься домой, где согревают подростковые клятвы дружбы, а законы жизни преподаются доходчивыми метафорами. «Оно» и «Очень странные дела» в одном флаконе. Нет здесь попыток переосмыслить тягу зрителя в убаюкивающие 70-80-е, как, к примеру, в «Лете 84». Сюжетный крючок, на который Скотт Дериксон (режиссер «Синистера», «Шести демонов Эмили Роуз» и Hellraiser 5) ловит внимание, напрямую связан с названием картины. И, в принципе, находка интересная.
Не сказать, что в фильме много страшного; здесь скорее подготовка к чему-то жуткому, и постоянное его ожидание. При этом длиннот нет, саспенс не оставляет.
Лично мне показалось любопытным, что спасительным навыком жертвы стало примерное поведение. Финн определенно читал Чуковского и знает, что Танечка и Ванечка чуть было не сыграли в ящик. И в таком раскладе по-другому смотришь на жестокий опыт домашнего насилия в исполнении отца-спиртометра. Бедный Граббер переигран вчистую. Садись, Финн, пять!
✅А вот оценка: 7
🎬Х (США, Канада, 2022)
Видимо, жизнь в Канаде настолько скучна и благополучна, что здесь создают настолько толковые хорроры! В этом году порадовал Тай Уэст, который не просто создал смешной оммаж на олдскульные ужасы в духе «Техасской резни бензопилой», а приоткрыл дверь, впустив в этот жанр освежающий сквознячок.
На этот раз 1979 год, Техас. Компания из шести человек арендует небольшой дом у пожилой пары фермеров, чтобы снимать фильм для взрослых. Конфликт сельской набожной Америки стариков и тяги к сексуальным экспериментам молодежи не единожды разруливал с помощью подручных колюще-режущих Джейсон из «Пятницы, 13-е». А Уэс Крейвен в «Крике» и вовсе создавал самоучитель «Как не стать жертвой маньяка». Вот только Тай Уэст смотрит шире: для него молодежный слэшер не повод просто весело провести время, а пища для размышлений. Ключевая фраза «Здесь нет хороших девочек» намекает на то, что юбка ниже колен не станет вашей защитной грамотой. Здесь конфликт философский – где мои 17 лет?! Главная героиня - чувственная и отстраненная Миа Гот – бросает вызов вечности. А выбор на роль бабуси-визави именно этой актрисы (в гриме не сразу и поймешь!) лишь остроумно подчеркивает режиссерский замысел.
Если вы сложите в копилку рождение VHS и ожидаемый порно-бум, бормочущее телевидение и одержимость главной героини славой кинодивы, то вдруг поймете, что Тай Уэст и вовсе заходит на поляну Квентина Тарантино с его размышлениями о природе кинематографа. Финальный кульбит с божественным вмешательством лишь внушительное полено в топку – кино и бессмертие синонимы. Твой оберег от маньяка, который определенно родственник старухи с косой, кассета VHS и база IMDb.
Но не стоит пугаться! Все эти глубины где-то там, в болоте с крокодилами. А на первом плане бодрый слэшер с остроумным взглядом на классику хоррора. Режиссер переизобретает сцены из олдскула: например, знаменитая сцена из «Сияния» подана в «Х» как перевертыш – топором крошит дверь уже не убийца, а жертва. Отлично срифмованы сцены из снимаемого порно и происходящее с героями в реальности.
Саму природу саспенса, кажется, Тай Уэст тоже готов переизобрести: здесь и самый яркий поворот сюжета, и самый страшно-противный момент связаны вовсе не с убийствами, а с сексом. Отдельный респект режиссеру за сцену купания с крокодилом!
Одним словом, «Х» прост лишь на первый взгляд, но всегда готов поделиться со зрителем самыми разными мыслями, при желании, конечно, покрутить происходящее как кубик-рубика.
✅Оценка: 8
https://youtu.be/n6uIvEpxQ9o
https://youtu.be/v0OF-Nzy0vE
https://youtu.be/PRxp7Nu_Jfw